Календар новин

<< < червень 2017 > >>
пн. вт. ср. чт. пт. сб. нд.
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    


Поминальная скрипка… То, о чем не все говорят, а иногда и не стоит…

Удивительный город Ужгород, город, который многие сравнивают с Вавилоном: слияние, противоборство и противостояние культур, традиций, нравов… Каждый голос в этом потрясающем оркестре интересен и неповторим - самобытен, загадочен. Вот - одна из красок, полутонов, почти загадок. Ее нам приоткроет человек, глубоко понимающий и чувствующий эти интонации. Давайте слушать, а главное - слышать…

 

То, о чем не все говорят, а иногда и не стоит…

Похороны, траур, поминки… Не очень легкая и грустная тема. У многих не этнических ромов возникают вопросы, а как проходит этот печальный ритуал у ромов города Ужгород? Все эти вопросы возникают из-за того, что похоронные обряды проходят очень заметно для людей, не знающих обычаев ромов Унгвара.

Сегодня мы попробуем приподнять завесу таинственности. В действительности, все происходит по строгим правилам, которых придерживается ромская община.

Как у всех людей, смерть родного человека переживается очень болезненно.

Первые три дня после того, как человек перешел в мир иной, у ромов называется «варта - поминание» - охрана тела и души умершего. Высказывается тем самым уважение к этому человеку. Особенно важным является «ночное сидение». В эти три дня все зависит от финансового состояния семьи человека, покинувшего этот мир. На «варту - поминание» приходят не только родственники, но и люди, которые совсем не знали человека. Все связано с тем , что на «варте - поминании», играют в карты только мужчины. В зависимости от возможностей семьи, выносят на подносах еду и выпивку. Можно скушать бутерброды, выпить кофе, чай, вино, водку. Можно даже покушать тортик, все что угодно, но это тоже зависит от финансового положения семьи умершего… И, чем больше людей приходят на « варту-поминки», тем выше статус умершего.

Иногда для старших людей, наиболее уважаемым в обществе, накрывают отдельный стол. На такой трапезе пьют своеобразно: отливают из посуды «для души» несколько капель от налитого. Необходимо при этом обязательно упоминать усопшего. Женщины кучкуются отдельно от мужчин, как за трапезным столом, так и вне его, поминая покойного. Для ромов нормально, если вы услышите на «варте - поминании», крики детей, плач родственников и… смех гостей. Каждый по своему провожает в последний путь усопшего. Вспоминают горестные и радостные минуты.

Хочу упомянуть об игре, которую играют исключительно на поминках. В нее нельзя играть не в траурные дни, иначе она принесёт несчастье. Сама игра очень простая. Группа людей встаёт в круг, выбирает ведущего человека, следящего за порядком. Люди, которые стоят в круге, выбирают самого сильного - ему первому закрывает ладонями глаза ведущий. Затем кто- то из круга людей бьет его по… "пятой точке". Человек с закрытыми глазами должен угадать, кто это был. Сама игра проходит весело. Женщины, мужчины и дети играют отдельно. Несмотря на то, что посторонним кажется, что всем безразлично (по фиг), и все веселятся, все играющие прекрасно понимают, где они находятся, и что это за игра...

Провожать в последнюю дорогу на кладбище приходят все близкие, друзья, коллеги, люди, имевшие какое-либо значения в жизни усопшего.

По традиции, у каждого рома есть любимая песня, музыкальное произведение. Перед смертью он просит исполнить ее. Обычно, это старинная народная песня, но может быть и классическое произведение. Именно эту песню несколько раз играют на похоронах.

Похоронная процессия проходит, в прямом смысле, громко. Последний раз звучит музыка и прощание. Если кладбище недалеко от дома умершего, то все идут пешком. Впереди идут музыканты, исполняющие традиционные похоронные мелодии и любимые песни умершего. Играют на таких инструментах: скрипка, аккордеон, саксофон. Если кладбище далеко, то как всегда, всех пришедших на место погребения отвозят на автомобилях или автобусах. И уже ближе к кладбищу, выходят из них, чтобы пройтись пешком, обязательно с музыкой.

После похорон, в доме умершего, накрывается поминальный стол, но только для самых близких родственников. Поминальные трапезы проходят на 9, 40 день и через год, но опять-таки, только для ближайших родственников.

Виктор Човка

 

 

 

 

Вот, как печальное событие видится со стороны…

Автор стихотворения Виктор Некипелов. Он жил во Владимирской области и сидел во Владимирском Централе, а потом эмигрировал во Францию. В начале 60-х он жил в Умани и Закарпатье - в Ужгороде.

ЦЫГАНСКИЙ ПАГАНИНИ

Не видел древний Ужгород

Такого никогда! 

По улицам по узким –

Скрипки в три ряда!

 

Что за происшествие? 

Скоморохи? Цирк? 

Свадебное шествие?

– Тише, скрипки!

– Цыц!

Мальчишки разбегаются,

Зеваки чешут лоб.

Словно черный айсберг

За скрипками –

гроб!

Буковая крышка

С лентой кумача. 

– Кого хоронят?

– Мишку.

Мишку-скрипача.



– Ах, скрипки, скрипки, где вы?

Заполняйте ряд.

Ах, плачьте, плачьте, стервы!

А скрипки – не хотят!



У скрипок, как у чарок, –

Изящные бока,

И скрипки лупят чардаш,

Лупят гопака!



Скрипач из «Верховины»*,

Легкий человек,

Цыганский Паганини –

Отплясал свой век!



На бархатной подушке

Выглядят добрей

Угольные стружки

Мишкиных кудрей.



Не мучает одышка,

На сердце легко.

Уходит нынче Мишка

Куда-то высо-ко-о!



В ласковую, дальнюю,

Что снилось с детских лет, – 

Плывет в свою Цыганию –

В страну, которой нет.


И сердце светом полнится,

Все беды – позади,

И – верная любовница –

Скрипка на груди!



А сзади – пол-Радванки**...

Как стайка поросят,

Усатые цыганки

Над Мишкой голосят.



– Ах, чаво, чоро чаво!

– Ах, чоро, чоро ром!***

– Ах, голова курчава,

Земля тебе ковром!



– Ах, мало, Миша, пожил,

Повеселил сердца!

– Ах, мало, Миша, попил

Карпатского винца!



А сзади – замыкая

Пестрый тот отряд,

Пятками сверкает

Ватага цыганят.



В заплатах-позументах,

В сиянии соплей...

– Ах, скрипки-инструменты,

Ударьте веселей!

 

И слава кружит Мишку,

И скрипки рвут галоп.

Как будто дернув лишку,

Приплясывает гроб.



Он весь, как легкий плотик,

Что отдан воле волн...

Кто как, а я не против

Таких вот похорон!



Без слез, без причитаний,

Без золотых гвоздей,

Без скучных эпитафий

Неискренних друзей.



Без душе-бережденья,

Без груде-бития,

Без грудо-громожденья

Ненужного вранья.

1964

========================

* Ресторан в Ужгороде.

** Цыганский район в Ужгороде

*** – Ах, парень, бедный парень!
– Ах, бедный, бедный ром!

А пока «всему своё время»

 

PS: Центри правової інформації та консультацій, які надають безоплатну правову допомогу ромському населенню, працюють при підтримці програми “Рома України” Міжнародного Фонду "Відродження". Детальніше про діяльність мережі центрів, основи та принципи роботи читайте на сайті www.legalspace.org в розділі “Посилення правових можливостей ромських громад”.
Погляди відображені у цьому матеріалі належать його авторам і можуть не співпадати з думкою Міжнародного фонду «Відродження».

 

 

 

 Веб-сайт створено в рамках проекту «Створення у м. Ужгород Центру правової інформації та консультацій для посилення правових можливостей бідних верств населення з осередком на території ромського компактного поселення в м. Ужгород – Радванці», що реалізовується в партнерстві громадськими організаціями «Карпатське агентство прав людини «Вестед», «Товариство ромів Закарпаття «Рома» та «Закарпатське обласне ромське об’єднання «Романі черхень» за підтримки програми “Верховенство права” Міжнародного Фонду “Відродження”. Думки, відображені у матеріалах сайту, належать авторам та можуть не збігатися з точкою зору Міжнародного фонду "Відродження".